История музея

История создания музея

 

 

Лицей № 1 им. А. Блока расположен на окраине города Солнечногорск – обычного вида трехэтажная школа, собранная из известнякового кирпича в 63-м году. Символично, что вместе с профессиональными строителями возведением здания занималась трудовая бригада им. Павла Корчагина, в которую входили люди, составившие впоследствии административную, педагогическую и ученическую прослойки школы. Тогда, в эпоху оживляющей общество оттепели, были заложены основы основ школы № 1.

Сейчас, взглянув на первый лицей, вы можете сказать, школа как школа, но это при условии, что вы не будете обращать внимание на бронзовый бюст, расположенный перед кирпичным фасадом этого советского здания. Большая кудрявая голова с горделиво приподнятым подбородком преисполнена силы духа, её невидящий взор направлен ввысь. Бюст не тронут патиной и покоится на достаточно высоком постаменте из коричневого мрамора. На бюсте различимы верхние части фрака и бабочка – они отсылки к концу XIX и началу XX века. И так мы видим памятник великому поэту Серебряного века - первый памятник Александру Блоку.

Интерес к творчеству великого поэта горел ещё при его жизни – «Блоком бредила молодежь обеих столиц», как писал Борис Пастернак в своем великом романе. После его смерти интерес то затухал, то разгорался, однако такие всполохи и затухания касались лишь литературного кругозора широких масс – для глубоко интеллигентных людей звезда Блока не тускнела никогда. «Прославленный не по программе И вечный вне школ и систем, Он не изготовлен руками И нам не навязан никем». – об этом строки из стихотворения Пастернака, написанные в конце 50-х гг. Для советских интеллигентов Блок, не входящий в круг интересов государственного аппарата, являлся символом «тайной свободы». Даже в настороженные 30-е, когда за «неправильные» слова и мысли государство «ставило к стенке», творчество Блока не только почитали, но также изучали. К примеру, члены московской ассоциации Блока, образовавшейся после смерти поэта: Д. Д. Благой, Журов, Е. Ф. Книпович, В. Г. Гольцев. Кроме того, изучением творчества Блока занимался Д. Е. Максимов, создавший в 44-45 гг. семинар при Ленинградском государственном университете, где «полуподпольно» изучали творчество писателей Серебряного века. Этот семинар посещала З. Г. Минц, будущая жена М. Ю. Лотмана. Популяризация Блока как представителя всего русского модернизма и как следствие реабилитация творчества «забытых» на тот момент символистов, во многом обязаны её дарованию и труду. Минц стояла у истоков возникновения Тартусско-Московской школы – мощного научного движения, чьи исследования в частности позволили по-новому осмыслить переломное время начала века и освежили взгляд на отечественную литературу. Эпоха оттепели позволила открыто интересоваться Блоком, со временем он вошел в обязательную школьную программу и, как локомотив, тянущий за собой вагоны, протянул за собой целую плеяду своих коллег-писателей – в школе заговорили о символистах. Это было следствием сложных общественно-культурных процессов, в своей конкретике состоящих из множества личностей и их действий. На этом месте, считаю необходимым сделать акцент на одно значимое действие, бывшее частью тенденции, набирающей обороты в 60-е годы, суть которой - феномен паломничества на блоковские места.

7 сентября 1965 года пятнадцать учащихся девятого класса школы № 1 во главе с директором Петром Ефимовичем Резником отправляются в поисковую экспедицию на границу Солнечногорского и Дмитровского района с целью разыскать место, где находился блоковский дом, сгоревший в июле 1921-го. Экспедиция увенчалась успехом: среди диких зарослей кустарника, поросли леса, дети нашли черепки разбитой посуды, цветные стеклышки из мозаики цветной оконной рамы и самое главное – обнаружили останки фундамента, на котором стоял тот самый дом – сердце усадьбы Шахматово. Тот дом, о котором бредил поэт в революционном Петрограде, был для него колыбелью грез, средоточием детства, природы, любви. Один из главных образов Блока - Дом, который парадоксально защищал его самого от его же космической поэтики бездн и стихий, в которой так легко пропасть человеку. Поэт на расстоянии чувствовал гибель усадьбы – в конце июля сгорел дом, в начале августа умер Блок. Через четыре десятилетия с лишним, 7 сентября, рука ребенка положила на место фундамента листок в клетку: «Здесь был дом Блока». Позже там появилась табличка.

Ни в коем случае, мы не беремся утверждать, что только Резнику и его ученикам принадлежит «открытие» Шахматова – нет: до этого там побывал родственник поэта Владимир Енишерлов, нашедший место по карте, которую ему нарисовал Феликс Кублицкий-Пиоттух (двоюродный брат Блока); а до этого, сразу после войны в 46-ом, там побывал фотохудожник, «Колумб» Шахматово, Виктор Молчанов; а первым считается Журов, приехавших в 24-ом году, посмотреть, что стало с блоковской усадьбой и библиотекой (часть книг из библиотеки поэта он нашел в деревне Новая). Однако, ни в коем случае, мы не собираемся умалять важность деятельности резниковского кружка, ведь они не остановились, обозначив место нахождения усадьбы, а продолжили поисковую работу: общались с местными жителями, расспрашивали о Блоке, встречались людьми, чьи потомки были на службе у Бекетовых-Блоков, а порой находили людей, видевших поэта. Параллельно изучалась имеющаяся литература. Информация накапливалась, чтобы потом передаваться от старших школьников к младшим: в юбилейном 1980-ом году – помня о роли школы в истории блоковской памяти, учителей и учеников пригласили в театр им. Вахтангова на постановку спектакля «Роза и Крест»; режиссер-постановщик спектакля Евгений Симонов и актерская труппа уделили внимание за кулисами «школьной команде»: тогда наши ребята блеснули своими знаниями, удивив некоторыми фактами своих слушателей, в свою очередь, удивившись, что многое для слушателей было в новинку. Но вернемся в 60-е, точнее в 67-ой. Во время очередной экспедиции, в сельской школе деревни Тараканова ребята обнаружили изящное зеркало, стоящее криком о себе среди обычного интерьера деревенского дома. Оказалось, что это зеркало из Шахматово. Это смогли подтвердить пенсионеры Левитины. Они же передали в руки ребят стул из шахматовского дома и подсказали продолжить поиски в деревнях Гудино, Осинки и Руново, что было сделано. Школьный «уголок Блока» к 1972-му перестал быть уголком, а стал занимать целое помещение, в котором экспонировалась школьная коллекция, имевшая в себе восемь оригинальных предметов, стоявших в сгоревшем доме – результат поисковой деятельности резниковского кружка – ценнейшая коллекция шахматовских предметов для всей страны!

Так сложилось, что в солнечногорской школе № 1, стараниями директора Резника и группы активных ребят, которых он организовал и направил, неофициально возник первый в мире музей Александра Блока. В полной мере он оформился к 1972-му году. Официально он назывался «Музей боевой славы» до 1983-его. После, приобрел звание «Школьного музея» - это означало, что он официально переставал быть рядовым школьным музеем и становился музеем настоящим, не смотря на то, что расположен в стенах школы. На самом деле, музей был уникален и самоценен с самого начала, ведь до самого возникновения музея-заповедника Д. И. Менделеева и А. А. Блока школьный музей являлся основным местом притяжения почитателей творчества Блока. А ведь к началу 70-х началось настоящее паломничество по местам блоковского Шахматово (имеется в виду не только место, где стояла усадьба, но многие километры животрепещущих пейзажей на много километров вокруг), и школа имени Александра Блока играла роль одного из опорных пунктов для освоения поэтических пространств.

Любители поэзии и хранители культуры, энтузиасты и романтики съезжались с разных концов страны Советов, чтобы проникнуться видами и воздухом «малой родины» великого поэта. Самым деятельным энтузиастом и самым горячим романтиком оказался Станислав Лесневский - человек, сумевший на всевозможных уровнях организовать создание музея-заповедника Шахматово. Это он вместе с художником Юрием Васильевым накануне августа 1970-го, беспокоился о том, чем бы обозначить шахматовскую поляну? – вот-вот должен был случиться праздник, организатором которого был Лесневский, а на месте бывшей усадьбы нет центра, вокруг которого пройдут первые блоковские чтения. Юрий Васильев предложил, пусть этим центром будет камень, что Лесневский тут же одобрил – поговорили с местными, смекнули, что легендарный камень из под Руново им не найти, зато в буераке Праслова леса лежит, ни много не мало, потрясающий Святой камень. Неподалеку шли дорожно-ремонтные работы - мужики согласились за пять бутылок водки перевезти краном Святой камень, в котором было и есть двенадцать тонн веса. Сейчас все больше называют его, «блоковский валун». Как бы там не называли, а до сих пор он стоит на том же самом месте, на которое его положили в канун первых блоковских чтений, прошедших с большим успехом и сразу же ставших наравне с пушкинскими, лермонтовскими и некрасовскими. В дальнейшем блоковские чтения стали повторятся из года в год и стали традиционными.

Установка блоковского валуна, организация первого шахматовского праздника – всего лишь несколько из тех нескольких сотен дел, которыми обязана Лесневскому культурная жизнь нашей страны. Он – энтузиаст, не мог не заметить другого энтузиаста – директора Резника. Начиная с 1970-го года, Лесневский стал большим другом школы имени Блока. Можно сказать, всеобъемлющая фигура Лесневского как виртуозного организатора вписывает школу № 1 в историю возрождения памяти Блока для широких масс - с 1971-го блоковские чтения стало принято начинать у стен школы № 1. Этому способствовало знаменательное событие – открытие первого памятника (!) Александру Блоку у здания школы. На том мероприятии присутствовали замечательные поэты и писатели: Константин Симонов, Павел Антокольский, Евгений Евтушенко, Римма Казакова, Расул Гамзанов и многие другие. Они оставили добрые пожелания учителям и ученикам, сейчас те пожелания хранятся в «альбоме Памяти» школьного музея. Тогда школу отметили в статье журнала «Огонек». В дальнейшем мероприятие повторялось из года в год, а круг замечательных литераторов, посетивших нас, все больше расширялся.

Школа № 1 и её музей были опорными точками для «освоения» шахматовских просторов вплоть до открытия музея-заповедника Шахматово, которому из запасов школы были переданы вещи-подлинники. За это шахматовский музей сделал нашей школе профессиональную экспозицию, открытую по сей день для всех желающих.

Время идет, шахматовская лихорадка давно утихла, музей-квартира Блока и музей-заповедник Менделеева и Блока усердно выполняют свои функции, а первый памятник поэту все также стоит у стен нашей школы. И мы гордимся этим. Гордимся своей историей, гордимся тем, что она была движущей частичкой того процесса, который можно назвать возрождением блоковского слова для широких масс.

Руководитель школьного музея Плетнева Валентина Николаевна

     

Результаты творческой командировки в Беларусь.

Поисковая работа по теме «Великая война в судьбе А.Блока».

Потери России в Первой мировой войне:

Погибших  2,3 млн. чел.,  пленных  4млн. чел., стали инвалидами 600 тыс. чел.

Россия не проиграла, но и не вышла в число победителей.  При наличии сильной армии, причиной всему был внутренний конфликт царской России.

15 июля 1914года Блок пишет в письме к жене Л.Д. из Шахматово «Пахнет войной».16 июля в России объявлена частичная мобилизация, 18-го – всеобщая. 19 июля Германия объявила войну России. Началась Мировая война. Любовь Менделеева в качестве сестры милосердия пробыла на войне 9-ть месяцев.  7 июля1916года А.Блок был зачислен табельщиком в 13-ю инженерно – строительную дружину, сформированную в помощь фронту. 18 июля он  с матерью был в Шахматово, как оказалось, в последний раз. 26 июля он уехал на войну, на Западный фронт, где провёл семь месяцев. Его дружина в районе Пинских болот занималась сооружением запасных оборонительных позиций. Ему приходилось ночевать в деревнях Колба и Лопатино. В настоящее время в полеской деревне Лопатино действует библиотека музей им. А.Блока. Краеведы школьного музея  лицея №1 им. А.Блока нашли телефон / 39-49-75 / и эл/почту: Lopatinsb@mail.ru

В деревне Рудка Пинского района Бресткой области в 1948 году родилась знаменитая  поэтесса Евгения Янищик, которую называли белорусской Анной Ахматовой. Поэзия полесской мечтательницы  чувственная и тонкая. Основной мотив – бескрайняя любовь к родному краю. Она была лауреатом  Ленинского комсомола, участником  в работе 36-ой сессии Генеральной ассамблеи ООН. Почему была? Печально, но прожила она всего 40 лет, так же как и наш знаменитый А. Блок. Как оказалось, в её творчестве много стихов, посвящённых ему, для которой он был « дитя добра и света и свободы торжество». И эта новая, интересная  и важная тема для наших школьных краеведов.

Наша цель: связаться с музеем в Белоруссии и стать побратимами. Творческое поведение Блока – поэта в ситуации начавшейся войны отмечено целомудрием. Он думал и писал не о войне, а о России. Совмещая государственную и военную службу, он был далёк от батальных восторгов. Ощущение человеческого горя и слёз не покидали Блока. Он был против продолжения войны. Это отражено в его знаменитой статье «Последние дни императорской власти». Духовная близость родового поместья Шахматово придавала  Блоку силы даже в Петербурге. Известие о сожжении усадьбы потрясло его сознание так, что он, будучи уже больным не смог выдержать такого психологического потрясения и скончался сразу через месяц.

Сегодня восстановили  родовые именья Шахматово, Боблово и храм Михаила Архангела, где венчались А.Блок и Л.Д. Менделеева. Их поэтическая аура гипнотизирует всех нас. Поэтому в нашем городе каждый третий пишет стихи. В литературном объединении «СЕНЕЖ» Солнечногорского муниципального района  целых  шесть членов Союза писателей России. Ими выпущено 12-ть юбилейных сборников стихов и прозы: «Поэты Солнечной Горы», «Таланты Солнечногорья», « Эхо войны», «Сенежские зори – краса Подмосковья» и др. Среди авторов фронтовики, ветераны труда, врачи, учителя и победители детских конкурсов. Мы все одухотворены творчеством Александра Блока.

 Плетнёва Валентина

 

Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения